Меню KDT

БЛОГ РУКОВОДИТЕЛЯ

введите текст

ОБРАЗОВАННАЯ СТРАНА

bilim land

block2_eop.png?_=1495530690
<

 ВЫБОРЫ 

введите текст

«ЛЕКСИКА»

 

Аккудыкская основная школа

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Тема:   «ЛЕКСИКА»

Приготовила и провела учитель русского языка и литературы:        ИГЛИКОВА К.А.

Тема урока: ЛЕКСИКА

Цели и задачи:

  1. Повторить, обобщить и закрепить материал предыдущих уроков по теме «Лексика» в игровой форме.
  2. Развитие способности анализа представленного материала, логического мышления, эстетических чувств учащихся.
  3. Воспитание творчески мыслящей, инициативной личности, подготовленной свободно ориентироваться в окружающей действительности. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: радуга, ребус, слова-синонимы, перфокарты, сигнальные карточки, картинки.

ХОД УРОКА:

 

  1. Организационный момент.

Дорогие ребята! К сожалению, вынуждена сообщить вам неприятную новость: куда-то сбежали все краски, остались только белая, черная и серая. Художники всего мира обратились к нам за помощью, т.к. из  Интернета они узнали, что наши беглянки сбежали не куда-нибудь, а в саму Лексику. И чтобы их разыскать, нам придется выполнить некоторые задания. Только отвечать нам нужно правильно, все взвешивая. Иначе мы можем навредить, и они никогда не смогут вернуться. Ну что, поможем нашим краскам вернуться? Итак, вперед!

 

  1. Игра «Верю- не верю» Для начала разомнемся и сыграем в игру «Верю – не верю». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать да или нет, т.е. верно данное утверждение или не верно. Готовы?
  2. Каждое слово имеет свое лексическое значение? (Да)
  3. Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре? (Нет)
  4. Лексикология изучает звуки и буквы? (Нет)
  5. Слова могут употребляться в прямом переносном значений?
  6. Синонимы – это слова с противоположным значением? (Нет)
  7. Слова горький – сладкий – антонимы. (Да)
  8. В словосочетании кислая улыбка слово кислый употреблено в прямом значении. (Нет)
  9. Слова сильный, мужественный- синонимы. (Нет)
  10. Слово язык – многозначное. (Да)
  11. Ононимы пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение. (Да)
  12. Слова отважный, храбрый, бесстрашный- антонимы. (Нет)
  13. Лексикон – это запас слов. (Да)

 

  1. Синонимы. Молодцы, ребята! Вы здорово размялись и находитесь в хорошей форме. Но попробуйте отгадать, в какую тему мы сейчас окунемся... Эти слова хоть и пишутся и произносятся по-разному, но очень близки по лексическому значению и могут отличаться лишь оттенками... Догадались, о ком я говорю? (Дети отвечают). Правильно, о синонимах. Я предлагаю вам выполнить следующее задание: Замените каждое слово в данном предложении синонимом.

Запись под диктовку.

    Школьники кропотливо готовились к занятиям. (Ученики тщательно приготавливались к урокам).

    Водитель пристально всматривался в темноту.  ( Шофер внимательно вглядывался во тьму).

    Отец укрылся от ливня под кровлей здания. (Папа спрятался от дождя под крышей дома).

     Запасной вариант: На доске написаны слова: красный, алый, багровый, пунцовый, багрянный, пурпурный, бордовый, малиновый, коралловый, вишневый, клубничный, кровавый- вычеркнуть те слова, которые не являются синонимами.

     Наклеиваем на доску красную полоску.

  1. Антонимы. На доске (магнитной) прикреплен ребус. Учащиеся должны отгадать, какая наша следующая тема.

Работа с перфокартой.

     Пояснить, как нужно работать. Записать слова в окошечки, подходящие по смыслу. Поменяться картами и вместе проверить. Узнать кто сделал без ошибок.

Наклеиваем оранжевую полоску.

  1. Омонимы. Следуем дальше. Попробуй угадать, о ком я говорю?

Эти слова одной и той же части речи. Их можно назвать близнецами – до того они похожи друг на друга. Но все-таки отличие есть: у них разные лексические значения. (Омонимы)

     Что вы знаете об омонимах? Каковы их разновидности? Давайте посмотрим, как вы в них разбираетесь. Выбираются 2  человека Надписи: омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Читаются стихи, учащиеся отгадывают и бегут к тому человеку, который держит данную карточку правильного ответа. Например: Луг-лук, это-омофон, нужно бежать к №2 и т.д.

Снег сказал: «Когда я стаю,

Станет речка голубей,

/стаю-омоформы/

Потечет, качая стаю

/голубей-омоформы/

Отраженных голубей»

 

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

/норки-омонимы/

  • Где вы были?-у лисички!

/Лисички-омонимы/

  • Что вы ели там? – Лисички.

 

 

Коля нашел в лесу белый гриб,

Видел в лесу неглубокий пруд,   /омофоны/

Выкинул в сторону сломанный прут,

Как жаль, что он подхватил грипп.

 

Воду в ступе потолок,

Посмотрел на потолок  /омоформы/

И зевнул: «Мне спать пора,

Ночи движется пора».

 

Солнце еще облаков не задело,

Трава на лугу еще росы пила, /омоформы/

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

 

Серая ворона черного ворона

Утром ругала, присев на сучок, /омографы/

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки-сорок сорок.

Наклеиваем желтую полоску.

 

  1. Фразеологизмы.

А сейчас мы перходим к следующей теме. Я прочитаю небольшой текст, а вы догодайтесь, о чем мне бы хотелось с вами поговорить.

Как только закончились уроки, Петька сломя голову понесся домой. Еле переведя дух, он заскочил в квартиру, где его встретила бабушка. «Что случилось?»-спросила она. – У тебя вон язык на плече! – Где?-спросил Петька, вертя головой. Правильно, о фразеологизмах. Сейчас мы с вами проведем аукцион, где будем называть те фразеологизмы, где встречается слово:

  • Голова;
  • Части лица (ухо, нос,рот,щеки, шея,глаза);
  • Части тела (руки, ноги, пальцы, спина и т.п.)

 

  1. Многозначные и однозначные слова. Сейчас мы с вами инеценируем небольшую сказку. Кто хочет  быть актером? Я буду читать текст, а ученик изображать то,  о чем я читаю. А  вы, ребята,  внимательно слушайте, ведь вам  нужно  опредилить следующую тему нашего поиска.

Это было  давно. Путник  шесть суток  тащился по пустыне. Адски хотелось пить.То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж.

Тогда путник упална колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

   -О всемилостивейший! Умоляю тебя, ниспошли мне сюда кран, кран, кран ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо! Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда  он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы,кран был не  водопроводный, а подъемный... (И.Волгин)

Приведите еще примеры многозначныхслов?

Кисть, ручка, блок.

Наклеить голубую ленту.

  1. Прямое и переносное значение. Показываю картинки. Что это? Выполним работу. Сигнальные карточки. Если я называю словосочетание, которое употребляется в прямом значении, то вы поднимаете красную карточку, если в переносном-то синюю.

Теплый (день, прием), золотая (душа, монета), бархатный (лужок,занавес), серебряный (значок, голосок), мягкий (характер, диван), седой (старик, океан), (вода,время) течет.

Наклеиваем синюю полоску.

  1. Выполнение теста по всему разделу. Но если время ограничено, то представить вниманию творческие работы учащихся, поблагодарить за огромный труд. Наклеиваем фиолетовую полоску.
  2. Заключительное слово учителя. Вы, просто молодцы, ребята, и посмотрите, какая красивая радуга получилась! И это все для вас. Если вы захотите узнать поподробнее о том, что такое радуга и откуда она берется, вы сможете прочитать ту информацию, которую я для вас приготовила. А вы, когда придете домой, нарисуйте радугу и повесьте над кроватью или над вашим рабочим столом. Пусть она  будет напоминанием об этом уроке и чудесной стране под названием Лексика.

К сожалению, наш урок подошел к концу, да и работу над разделом мы закончили тоже. Но нас  ждет не  менее увлекательная страна Морфология! Спасибо вам за урок!

 


Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь