Аккудыкская основная школа
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема: «ЛЕКСИКА»
Приготовила и провела учитель русского языка и литературы: ИГЛИКОВА К.А.
Тема урока: ЛЕКСИКА
Цели и задачи:
Оборудование: радуга, ребус, слова-синонимы, перфокарты, сигнальные карточки, картинки.
ХОД УРОКА:
Дорогие ребята! К сожалению, вынуждена сообщить вам неприятную новость: куда-то сбежали все краски, остались только белая, черная и серая. Художники всего мира обратились к нам за помощью, т.к. из Интернета они узнали, что наши беглянки сбежали не куда-нибудь, а в саму Лексику. И чтобы их разыскать, нам придется выполнить некоторые задания. Только отвечать нам нужно правильно, все взвешивая. Иначе мы можем навредить, и они никогда не смогут вернуться. Ну что, поможем нашим краскам вернуться? Итак, вперед!
Запись под диктовку.
Школьники кропотливо готовились к занятиям. (Ученики тщательно приготавливались к урокам).
Водитель пристально всматривался в темноту. ( Шофер внимательно вглядывался во тьму).
Отец укрылся от ливня под кровлей здания. (Папа спрятался от дождя под крышей дома).
Запасной вариант: На доске написаны слова: красный, алый, багровый, пунцовый, багрянный, пурпурный, бордовый, малиновый, коралловый, вишневый, клубничный, кровавый- вычеркнуть те слова, которые не являются синонимами.
Наклеиваем на доску красную полоску.
Работа с перфокартой.
Пояснить, как нужно работать. Записать слова в окошечки, подходящие по смыслу. Поменяться картами и вместе проверить. Узнать кто сделал без ошибок.
Наклеиваем оранжевую полоску.
Эти слова одной и той же части речи. Их можно назвать близнецами – до того они похожи друг на друга. Но все-таки отличие есть: у них разные лексические значения. (Омонимы)
Что вы знаете об омонимах? Каковы их разновидности? Давайте посмотрим, как вы в них разбираетесь. Выбираются 2 человека Надписи: омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Читаются стихи, учащиеся отгадывают и бегут к тому человеку, который держит данную карточку правильного ответа. Например: Луг-лук, это-омофон, нужно бежать к №2 и т.д.
Снег сказал: «Когда я стаю,
Станет речка голубей,
/стаю-омоформы/
Потечет, качая стаю
/голубей-омоформы/
Отраженных голубей»
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
/норки-омонимы/
/Лисички-омонимы/
Коля нашел в лесу белый гриб,
Видел в лесу неглубокий пруд, /омофоны/
Выкинул в сторону сломанный прут,
Как жаль, что он подхватил грипп.
Воду в ступе потолок,
Посмотрел на потолок /омоформы/
И зевнул: «Мне спать пора,
Ночи движется пора».
Солнце еще облаков не задело,
Трава на лугу еще росы пила, /омоформы/
А плотник проснулся и взялся за дело,
Слышится, как зазвенела пила.
Серая ворона черного ворона
Утром ругала, присев на сучок, /омографы/
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки-сорок сорок.
Наклеиваем желтую полоску.
А сейчас мы перходим к следующей теме. Я прочитаю небольшой текст, а вы догодайтесь, о чем мне бы хотелось с вами поговорить.
Как только закончились уроки, Петька сломя голову понесся домой. Еле переведя дух, он заскочил в квартиру, где его встретила бабушка. «Что случилось?»-спросила она. – У тебя вон язык на плече! – Где?-спросил Петька, вертя головой. Правильно, о фразеологизмах. Сейчас мы с вами проведем аукцион, где будем называть те фразеологизмы, где встречается слово:
Это было давно. Путник шесть суток тащился по пустыне. Адски хотелось пить.То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж.
Тогда путник упална колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
-О всемилостивейший! Умоляю тебя, ниспошли мне сюда кран, кран, кран ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо! Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы,кран был не водопроводный, а подъемный... (И.Волгин)
Приведите еще примеры многозначныхслов?
Кисть, ручка, блок.
Наклеить голубую ленту.
Теплый (день, прием), золотая (душа, монета), бархатный (лужок,занавес), серебряный (значок, голосок), мягкий (характер, диван), седой (старик, океан), (вода,время) течет.
Наклеиваем синюю полоску.
К сожалению, наш урок подошел к концу, да и работу над разделом мы закончили тоже. Но нас ждет не менее увлекательная страна Морфология! Спасибо вам за урок!
Посмотреть новость на сайте учреждения